В ходе форума в Давосе глава Минэкономики Максим Орешкин оценил возможный рост российского ВВП по итогам 2017 года более оптимистично, чем говорится в официальном прогнозе ведомства,— в 1,5–2% в год с оговоркой «при отсутствии серьезных внешних шоков». Но председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс, сославшись на мнения участников форума, рассказал: участники Всемирного экономического форума в Давосе «испытывают ужас» от возможной глобальной политической катастрофы после вступления Дональда Трампа на пост президента США.
По словам главы Минэкономики, рост в 2% по итогам 2017 года возможен при стабильности внешних условий и отсутствии серьезных внешних шоков. Накануне такую же оценку дал первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью агентству Bloomberg. Позже Максим Орешкин уточнил, что речь идет о показателях в 1,5–2%.
Министр экономики в Давосе высказывался достаточно осторожно. Он пообещал, что резких колебаний курса рубля, как в 2014 году, больше не будет, и пояснил, что правительство и ЦБ не обсуждают иных мер стабилизации курса рубля, кроме уже принятого решения ограничить траты дополнительных нефтегазовых доходов от высоких цен на нефть. Максим Орешкин отметил, что иностранных инвесторов интересует приватизация в РФ, хотя и указал, что сейчас «нет острой необходимости в приватизации госактивов для покрытия дефицита бюджета», как это было в 2016 году, поэтому «решения о продаже госпакетов будут приниматься исходя из их готовности к продаже и наилучшей цены». Такие же формулировки есть в плане приватизации на 2017–2019 годы, рассмотренном Госдумой в пакете поправок к бюджету.
Напомним, в официальном прогнозе Минэкономики на 2017 год заложен рост ВВП 0,6% при цене на нефть в $40/баррель, а вариант прогноза «базовый плюс» со средней ценой нефти в $48/баррель предсказывает рост на 1,1%. Как говорится в прогнозе Всемирного банка, в 2017 году ожидается рост экономики на 2,7% в мире и на 1,5% в РФ. При этом, однако, сохраняется высокая степень неопределенности — темпы могут оказаться как выше, так и ниже этих показателей. Главными рисками года в банке называют политическую неопределенность и дестабилизацию финансовых рынков на фоне повышения ставок в США.
О политической неопределенности, впрочем, рассказал другой представитель делегации РФ. В интервью Business FM председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс заявил, что «самое точное описание нынешнего Давоса — это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы». Он отметил, что «по экономике ничего катастрофического не происходит» и глобальная экономика росла в прошлом году. По его словам, вся эта нынешняя катастрофа — это чисто политическое явление, впервые за 25 лет.
Как сказала одна из крупнейших американских участниц, у Трампа-президента есть только две опции: либо он откажется от всего того, что он сказал до сих пор, либо он приведет нас всех к катастрофе,— добавил глава «Роснано» в интервью.
Сам господин Чубайс отметил, что мир демонстрирует необходимость обновления фундаментальных либеральных ценностей.
Мне кажется, что скорее речь идет не о катастрофе либерализма, а о кризисе либерализма. А это разные вещи. И в этом смысле, если либералы сумеют сделать правильные для себя выводы, это означает, что они сумеют не просто из нее выбраться, а сумеют оседлать и возглавить новую волну,— заключил Анатолий Чубайс.
Софья Окунь