Как стало известно "Ъ", ряд крупных автодилерских холдингов столкнулись с затовариванием — производители требуют выкупать больше машин, чем получается продать. Общий объем нераспроданных стоков уже достиг около 100 тыс. машин. Особенно тяжелая ситуация в массовом сегменте автомобилей стоимостью около 500 тыс. руб. Дилеры ждут от производителей отсрочек платежей и других льгот за хранение машин, предупреждая, что в противном случае будут вынуждены демпинговать.
Вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев рассказал "Ъ", что участники рынка испытывают серьезные проблемы с переизбытком машин. По его словам, автомобили начали накапливаться еще в апреле, когда были распроданы товарные остатки 2014 года, а в мае-июне запасы только выросли. "Сейчас оверсток минимум на половину месячных продаж, по отдельным маркам — на месяц",— уточнил Олег Мосеев. Подобная ситуация уже наблюдалась в начале 2013 и 2014 годов, но на фоне стабильного авторынка дилеры справились. Но сейчас продажи новых автомобилей и LCV падают по разным оценкам на 43-50%, и стоки более критичны. Их долгое содержание затратно для дилеров, а производители по большей части не идут на уступки, утверждает Олег Мосеев, и участники рынка вынуждены продавать стоки со скидками. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь--май в РФ продано 641,9 тыс. легковых машин и LCV, по данным "Автостата", ориентирующегося на регистрации в ГИБДД,— 521,1 тыс. За вычетом продаж в Казахстан и Белоруссию разницу в 120,8 тыс. машин можно признать стоками на складах дилеров, предполагает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.
Примерно у половины брендов марочного портфеля ГК "Автомир" (дилер Ford, Hyundai, Kia, Mazda, Mitsubishi и др.) имеются излишние стоки автомобилей, подтвердил "Ъ" руководитель экспертно-аналитического управления группы Артем Зябин. За последний месяц, по его словам, ситуация улучшилась в основном за счет активизации продаж. "Но давление со стороны производителей в части избыточных поставок по некоторым маркам очень сильное, а период оборота склада по части брендов приближается к 90 дням, что существенно выше планового уровня, который мы оцениваем в 45 дней",— признает Артем Зябин.
В каждом из 17 брендов портфеля ГК "Рольф" (Toyota, Ford, Mitsubishi, Skoda, Hyundai, Mercedes и др.) ситуация неоднородная, говорит PR-директор группы Светлана Браницкая. В массовом сегменте "наблюдается повышенная эластичность спроса". "Именно эта категория клиентов наиболее уязвима в кризис и склонна откладывать покупку автомобиля",— сказала она.
Менеджер крупного дилерского холдинга утверждает, что наблюдается переизбыток машин Hyundai, Nissan, Volkswagen, Ford, Skoda и Renault. По словам другого источника на автомобильном рынке, плохо продаются Mercedes, в частности A-класса. "А-класс находится в дешевом сегменте, а спрос на дешевый сегмент наиболее подвержден ситуации на рынке в целом",— пояснил директор дилерского центра Mercedes компании "Авилон" Владимир Ларионов. В январе--мае, по данным АЕБ, продажи Mercedes в России составили 19,5 тыс. автомобилей, сохранившись на уровне аналогичного периода прошлого года. По итогам шести месяцев продажи марки могут просесть до 5%, считает Владимир Ларионов. По его словам, причиной может быть снизившийся из-за кризиса и сезонного фактора спрос на относительно доступные Mercedes A-класса, B-класса, а также CLA и GLA.
В группе компаний "Автоспеццентр" (ГК АСЦ), оборачиваемость стоков на уровне 30 дней, сообщил директор по продажам дивизионов "Премиум" и "ЭЛА" ГК АСЦ Александр Зиновьев. По его словам, некоторые производители все же готовы перераспределять нагрузку склада в рамках всех дилеров. "Кроме того, если дилер вовремя не выкупает автомобили, импортеры могут давать дополнительную отсрочку под повышенный банковский процент",— добавляет он.
Менеджер автодилерской группы из топ-10 рассказывает, что особенную жесткость к дилерам проявляет Hyundai в отношении модели Solaris. "Их завод работает, как будто на рынке спрос превышает предложение,— говорит собеседник "Ъ".— Они не останавливают заказы. Если дилер отказывается, то его лишают бонусов. Но сейчас дешевле отказываться и лишиться бонуса, чем брать машины и переплачивать за хранение". Это подтверждают и другие крупные дилеры марки. Один из источников "Ъ" уточняет, что план производителя "не учитывает текущий рыночный спрос" и практически аналогичен прошлогоднему плану продаж. Несмотря на то что ожидаемого компанией спроса нет, дилер вынужден выкупать машины со склада, чтобы не лишаться бонуса, на который приходится как минимум треть дилерской маржи. В Hyundai от комментариев отказались.
Позиция Hyundai связана не только с ее стратегией по захвату рыночной доли, считают собеседники "Ъ". Невыполнение плана продаж по программе обновления парка в первом квартале грозило Hyundai лишением компенсации скидок по госпрограмме во втором квартале, как случилось с большинством локализованных иностранных автоконцернов (см. "Ъ" от 4 июля). Топ-менеджер одного из дилеров Hyundai говорит, что действия концерна не дадут ожидаемого эффекта: бонус производителя полностью идет на покрытие расходов от хранения стока, поэтому дилер теряет маржу. И уже скоро, полагает он, дилеры начнут массово отказываться от закупок машин со складов, так как стоки переполнены, а роста продаж в сезон отпусков не предвидится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий